Шоковая терапия.

Шоковая терапия.

 Лучшее, как известно, враг хорошего. Но так полагают не все. Стремясь набрать перспективных сотрудников HR-менеджеры применяют различные технологии, оттачивают старые проверенные методы и внимательно изучают новинки чужих достижений в этой сфере. 
Так некоторым представителям кадровых служб особенно полюбился метод разборки с соискателем, предложенный впервые неким нью-йорским ректутером, как стрессовое интервью. Во-первых, говорят сторонники этого действа, таким образом можно выявить потенциально опасных для организации людей, которые в стрессовых ситуациях смогли бы нанести ущерб предприятию. Во-вторых, стрессовое интервью позволяет прогнозировать поведение человека в обыденной жизни и определить границы терпения подчиненного.
По мнению научного руководителя центра «Гуманитарная технология», доктора психологических наук Александра Шмелева: «Cтресс не может быть зашкальным, а должен моделировать напряжение, которое возможно в рабочих ситуациях. Если тест моделирует стресс на рабочем месте, но не чрезмерное, не как вхождение на эшафот, тогда он выполняет свою функциональную роль. Представьте себе, которым испытаниям подвергались воины, которых брали в поход – выдержать кулачный бой без смягчающих перчаток и тест на владение холодным оружием. Конечно, это метафора. Никто не говорит о том, что, нанимая бухгалтера на работу, надо его подвергать подобным испытаниям. Никто его не будет как в древней Спарте вместе со стариками, уже прожившими свой век, и уродливыми младенцами бросать со скалы. Но если предстоит напряженная деятельность, то применение стрессового интервью оправдано».
Опытный соискатель, бороздивший моря и океаны различных организаций и покорявший непреступных HR-менеджеров, знает подвиды стрессового интервью и методы успешного преодоления испытаний подобного рода.
Монолог
Во время разговора HR-менеджер не дает собеседнику вставить ни одного слова в свою речь, одновременно с укоризной замечая: «Посмотрите, вам даже не можете грамотно аргументировать» или «Как я понимаю, вы даже не можете мне возразить».
Следует помнить, что целью кадрового сотрудника является оценить ваше терпение. С одной стороны, вас вынуждают оправдываться и защищаться, но, одновременно не дают сделать это в реальности. Подобные ситуации могут возникать у специалистов по продажам.
Какое же действие ожидает увидеть от вас собеседник? Вместо того чтобы поддаваться раздражению, следует внимательно следить за речью оппонента и подмечать ключевые моменты беседы и после окончания монолога спокойно выразить свою точку зрения по обозначенным вопросам.
Изоляция
Знайте, что если кадровик попросту не разговаривает с вами на интервью, держит долгую паузу после ваших ответов на односложные вопросы или попросту со смертельной скукой на лице смотрит сквозь вас, то не отчаивайтесь и не хлопайте дверью: вполне возможно, что вы столкнулись с очередным подвидом стрессового интервью.
Логично было бы получить ответ на вопрос: зачем показывать собеседнику, что пепельница на столе информативней и интересней чем он? Такими методами проверяют ваше умение завладеть вниманием собеседника, не смущаясь того, что вы ему неинтересны.
Метод преодоления: продолжайте с прежней доброжелательностью разговаривать и пытайтесь вывести собеседника на диалог, задавая вопросы. Возможно, вы докажете, что из маленькой искорки интереса вы способны раздуть пламя.
Перекрестный опрос
С вами начинают работать не один, а сразу несколько сотрудников кадровой службы. Наиболее частая разновидность этого подвида – игра под названием «добрый и злой полицейский». Один из собеседников настроен дружелюбно, лучезарно улыбаясь и всячески приободряя соискателя, задает «удобные» вопросы. Другой же, напротив, занимает крайне агрессивную позицию.
Но, находясь «по разные стороны баррикад» и тот, и другой интервьюер задают очень похожие вопросы. Целью провокации такого рода является усыпить бдительность соискателя. Если человек говорит неправду, то рано или поздно он начнет сбиваться и сам себя выдаст.
Неудобный вопрос
Неожиданно на собеседовании вам интервьюер задает вопросы, носящие личный или компрометирующий характер. Например, «когда вы бросили пить?», «почему вас до сих пор никто не удосужился взять замуж», «почему вы часто одалживаете деньги у коллег по работе», «какой вклад вы внесли в развал своей компании?» и т.д.
Такими и подобными им вопросам HR-щик провоцирует соискателя на агрессивные поступки и слова. Подобная проверка на прочность, по мнению ее сторонников, зачастую очень хорошо срабатывает и позволяет отсеять на собеседовании тех кандидатов, у которых могут сдать нервы в нестандартной ситуации.
Как выйти без потерь? Вы имеете полное право отказаться отвечать на подобные вопросы. Если же вы решили дать словесный отпор, то помните, что на любые вопросы можно ответить в спокойной манере в тех рамках, которые вы считаете допустимыми. 
Подчеркнутое неуважение
Вы приходите на собеседование. Но мало того, что вас никто благожелательно не встречает, вы еще ждете битый час или проводите унылые минуты с анкетой, отвечая на бесчисленные вопросы, иногда ставящие вас в тупик, поскольку бы больше подошли для игроков «Кто хочет стать миллионером?».
Миссия кадровика в данном случае заключается в том, чтобы заставить вас почувствовать себя не в своей тарелке. А потом посмотреть, как среагируете на невежливое обращение и дефицит времени.
Физический дискомфорт
Собеседование само по себе является стрессовой ситуацией, поэтому сделать его шоковым не составляет особого труда. Подсобными средствами могут служить: холод/жара, свет в глаза, неудобный или сломанный стул.
Ваша реакция: главное – продержаться и не потерять самообладания, уважительного тона к собеседнику. Именно этого от вас ждут в ответ на некорректное поведение. Так Антон Калабин, директор и совладелец компании «Камео» считает, что «стрессовое интервью необходимо, поскольку стрессоустойчивость – это одно из неизбежных качеств современного менеджера. Особенно на тех участках, где сталкиваются противоположные интересы разных отделов или контрагентов, где стресс скорее норма, чем исключение. Это работа операторов, руководителей складских логичтических структур, финансовых инспекторов и т.д.».
Отношение к шоковой терапии на собеседовании среди «эфчаров» неоднозначное. Часто даже в одной организации встречаются и поклонники, и противники такого ведения собеседования. Последние утверждают, что подобными методами в лучшем случае можно добиться ухода соискателя, в худшем – самому нарваться на неприятности (бывали случаи, когда давали сдачу в ответ на физическое воздействие). И советуют вместо подобного собеседования создавать искусственную экстремальную ситуацию в виде деловой игры. Менеджер по персоналу отдела набора и адаптации Корпорации «Инком недвижимость» Елена Долгачева утверждает, что очень редко пользуется в своей практике методом стрессового интервью: «Использовать шоковый метод должен только компетентный, опытный HR-щик, понимая, как и для чего он это делает, иначе, неумело проведенное стрессовое интервью грозит перерасти в обыкновенную грубость и хамство, что естественно может оттолкнуть потенциально интересных для компании кандидатов. Однажды мне самой пришлось пройти через очень жесткое стрессовое интервью. Интервью я прошла, но вопросы штатного психолога, связанные с личной жизнью, и откровенное психологическое давление со стороны лица принимающего решение, поставили под сомнение целесообразность работы в данной компании. По-моему, стрессовое интервью это, прежде всего, повод для кандидата задуматься над тем, готов ли он работать в компании использующей подобные методы оценки и что ждет его дальше в процессе работы. Хотя, конечно, все очень индивидуально и зависит от многих факторов, требований к конкретной позиции».
Некоторые HR-специалисты вообще предпочитают не давить на человека, поскольку он находится в более уязвимом положении, чем они. С подобным подходом соглашается консультант в области RR , сотрудник группы «Видео Интернешнл» Алексей Петров: «Если HR-менеджер будет давить на человека, то подопытный не раскроется, а будет сидеть насуплено и в лучшем случае односложно отвечать. Не может быть вообще никаких агрессивных приемов. Это признак непрофессионализма для эйчара, который должен все силы полагать на то, чтобы минимизироваться стресс собеседника».
Поклонники подобного набора сотрудников утверждают, что человек способен по настоящему раскрыться только в условиях реального стресса. Смысл провокационных приемов ведь не в том, чтобы оскорбить кандидата, а в том, чтобы увидеть спонтанную реакцию. По словам директора учебного центра компании «Центра Кадровых технология» Гули Базаровой: «Данный вид интервью особенно полезен, если у человека в дальнейшем работа будет связанная с непредвиденными обстоятельствами, с резким изменением ситуации, как правило, в худшую сторону. Помимо стрессоустойчивости, можно диагностировать, не просто насколько человек хорошо "держит себя в руках", но и как долго он способен спокойно, рационально оценивать ситуацию. Не включать свои эмоции, которые во многом являются причиной большинства наших ошибок». 
По мере накопления опыта научитесь достаточно быстро распознавать провокационные моменты и с легкостью их обходить. Представьте себе, что это всего лишь игра, пусть даже и немного жестокая. Еще древние римляне говорили - Per aspera ad astra – через тернии к звездам.